Кафедра МТ2 - О кафедре МТ-2

О кафедре МТ-2

"Инструментальная техника и технологии"

"Tool engineering and technologies"

Заведующий кафедрой: профессор, доктор технических наук Грубый Сергей Витальевич.

Кафедра основана в 1930 году профессором, доктором технических наук И.М. Беспрозванным.
Специальность 15.05.01 «Проектирование технологических машин и комплексов».
Специализация - «Проектирование механообрабатывающих и инструментальных комплексов в машиностроении».
Ранее - "Инструментальные системы машиностроительных производств" ("Tool systems of mechanical engineering")
Квалификация - Инженер
Срок обучения - 5 лет 10 месяцев.
Подготовлено более 1000 специалистов, в том числе 18 докторов технических наук, более 140 кандидатов технических наук.

Преподавательский состав

Базовые курсы

  1. Теория резания;
  2. Теория и технология физико-химических методов обработки;
  3. Компьютерное проектирование инструментов и инструментальных систем;
  4. САПР технологических процессов механической обработки и инструментальных систем;
  5. Информационное обеспечение процессов механической обработки, инструментальной техники и технологии.

 

Углубленная подготовка по выбору в областях

  1. Мехатроника механообрабатывающих систем:
    1. надежность, диагностика и прогнозирование в механообработке;
    2. автоматизированное и адаптивное управление в механообработке.
  2. Инженерный менеджмент и маркетинг в механообработке.
  3. Технология и инструментальные системы механической и физико-химической обработки изделий ракетно-космической техники (по учебному плану ОФРКТ).

 

Основные направления научных исследований

  1. разработка новых процессов механической и электрохимической обработки различных материалов;
  2. деформирующее резание;
  3. САПР, компьютерное проектирование и 3D-моделирование инструментальных систем;
  4. компьютерная диагностика и управление процессами обработки в машиностроении;
  5. разработка методов обработки драгоценных металлов и камней, стекла, керамики и других сверхтвердых материалов.


В машиностроении процессы обработки деталей из различных материалов методами снятия припуска (резанием, электрофизическими, ультразвуковыми, лучевыми и т.д.) являются наиболее распространенными и составляют до 65% общих трудозатрат на их исполнение, а металлорежущий инструмент становится все более сложным, дорогим и имеет широкое применение в обработке изделий. Например, для производства автомобиля или самолета применяются несколько десятков тысяч различных инструментов. Лезвийный, абразивный инструмент, инструмент для электрофизической обработки является средством производства космической и сельскохозяйственной, нефтегазовой и авиационной промышленностей, и т.д. Современная медицина немыслима без инструмента. Инструменты нужны всем и будут нужны всегда.

Студенты нашей кафедры имеют возможность в полном объеме проявить свои способности при решении широкого круга научно-технических проблем, требующих нестандартного решения.

Кафедра располагает хорошей материальной базой для проведения исследований и учебного процесса: станочный парк лаборатории насчитывает более 30 различных станков, оптико-электронная измерительная лаборатория, вычислительный центр, оснащенный современными компьютерами и оргтехникой.

На нашей кафедре создается специализация, ориентированная на компьютерное моделирование, проектирование и управление процессами механической обработки. Наряду с сохраненными традициями русского инженерного образования, студенты получают навыки работы в самых современных пакетах программ.

In english

This speciality is one of the oldest in the area of mechanical engineering technologies and it is a foundation basically determining the quality of technological training at the University and at Rocket and Space Engineering Faculty.

The beginning of tool-engineering school took place in the last decade of nineteenth century. MT-2 department founded in 1930 is one of the oldest in Russia, to train engineers and managers employed in science and industry.

Specialists are trained to work at main rocket and space engineering plants, according to their features and the advanced level of technology and management.

Basic trends of training are:

- developing the new processes of machining and electrophysical treatment of various materials;
- developing the intellectual systems for technical preparation of production;
- CAD and 3D-design of various tool systems;
- computerized diagnostics and control of machining processes in mechanical engineering industry;
- tool system production;
- modification of the surface features of machine parts and tools by machining and laser treatment;
- development of treatment methods for precious metals and stones, glass, ceramics and other hard materials;
- art and jewelery treatment;
- toolkit provision, engineering business and tool manufacturing management.

Students study: manufacturing processes; cutting tools and tool systems being used for machining in general-duty and special-purpose rocket engineering; computer programs for designing tool equipment and controlling technological processes; CALS-technologies; physical processes of advanced technologies and those being used nowadays; superprecise nanotechnologies, determining improvements in mechanical engineering in XXI century.

Scientific problems being developed at the department MT-2 are on the front line of both the native and the foreign science. These are: CAD of tool systems and technologies; deforming cutting; diamond and electrophysical treatment; physical and computerized modeling; theory and technology of superprecise machining of metal-optical surfaces. The department graduates are leading specialists in these subjects.

The graduates are - engineers-designers, engineers-researchers, engineers-managers at mechanical engineering plants or commercial companies specializing in modern treatment processes, tool equipment and technology, industrial management and marketing.

Students studying at this department have all the opportunities to show their abilities. The problems to solve are database creation, developing CAD application programs and control programs. There are some tasks to be proved experimentally, which require working skills of the students interested in designing and inventions. There are also theoretical problems for the students able to use their fundamental knowledge.