Практическая подготовка
Студенты кафедры проходят несколько производственных практик на ведущих машиностроительных предприятиях Москвы.
Летом после 3 курса проводится общеуниверситетская 1-я технологическая практика. Ее проводит кафедра МТ 13. Студенты работают на рабочих местах в цехах заводов токарями, фрезеровщиками и по другим специальностям, что соответствует признанному во всем мире «русскому методу обучения».
После 4 курса летом проводится эксплуатационная практика. Практика проводится в технологических отделах машиностроительных предприятий.
После 5 курса летом проводится 2-я технологическая практика. Практика проводится в инструментальных цехах и технологических отделах цехов машиностроительных предприятий. Целью практики является ознакомление студентов с производственной обстановкой завода или инструментального цеха и организацией работы их важнейших подразделений, а также применение полученных теоретических знаний к решению практических задач в инструментальном производстве и при эксплуатации инструмента.
Задачами практической подготовки являются:
- Изучение номенклатуры режущего инструмента, как покупного, так и производимого на предприятии.
- Изучение конструкции и технологии производства основных стандартных и специальных видов режущего инструмента на данном предприятии.
- Изучение специального оборудования, технологической и инструментальной оснастки и средств контроля, применяемых при изготовлении отдельных видов режущих инструментов.
- Изучение вопросов экономики, стандартизации, промышленной эстетики и охраны труда.
- Подбор материалов для выполнения курсового проекта по конструкции и технологии изготовления режущих инструментов.
- Оказание помощи заводу в разработке некоторых технологических и конструкторских вопросов по улучшению действующего на предприятии технологического процесса,
- Оказание реальной помощи заводу в выполнении производственных задач при работе в качестве помощников конструкторов и технологов.
Перед началом непосредственно практики студенты включаются в состав цеха, техбюро, отделения или участка по изготовлению режущего инструмента. В процессе прохождения практики студенты выполняют обязанности помощника конструктора или технолога на закрепленном рабочем месте. При работе студенты могут пользоваться материалами технической и специальной библиотек, а также технических архивов по вопросам конструкции и технологии производства режущих инструментов. Рабочий день практиканта устанавливается в соответствии с режимом работы подразделения, в котором он работает.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
При прохождении практики и изучении технологических особенностей инструментального производства студенты должны обратить внимание на следующие вопросы:
- Изучить особенности эксплуатации основных видов специального режущего инструмента.
- Изучить конструкции режущего инструмента первого и второго порядка, а также технологический процесс изготовления некоторых видов специального режущего инструмента.
- Ознакомиться с работой заготовительных, термических цехов и отделений, а также исследовательских лабораторий завода.
- Изучить особенности выполнения операций, конструкций технологических приспособлений, средств измерений и организацию рабочего места технолога.
- Изучить вопросы организации труда и экономики: организацию труда на данном участке производства, систему оплаты труда, организацию управлением цехом, производительность труда и основные технико-экономические показатели производства в цехе.
- Изучить вопросы охраны труда, правила по охране труда на конкретных рабочих местах и в цехах, систему контроля за соблюдением мероприятий по охране труда, работу профсоюзной организации и инспекции по надзору за состоянием труда, основные мероприятия по улучшению состояния охраны труда на предприятии и т.п.
- Изучить вопросы стандартизации на предприятии.
В процессе прохождения практики при изучении технологических процессов изготовления режущих инструментов студент должен выполнить одно или несколько индивидуальных заданий по указанию руководителя практики от МГТУ. Кроме того, по согласованию с цеховым руководителем практики студентам могут выдаваться производственные задания, выполнение которых может оказать предприятию реальную помощь в совершенствовании технологического процесса изготовления отдельных видов режущих инструментов.
Темами индивидуальных заданий могут являться:
- Разработка технологического процесса изготовления отдельных видов стандартных и специальных режущих и/или измерительных инструментов.
- Исследование прогрессивных методов обработки, сборки, испытаний, контроля, анализ и сопоставление различных методов и процессов изготовления инструмента, применяемых на данном предприятии.
- Конструкции и описание работы оснастки и приспособлений для режущего инструмента, включая различные инструментальные наладки, быстросменные патроны для осевого или резьбонарезного инструмента и т.д.
- Описание средств механизации и автоматизации процессов производств, автоматических и поточных линий, работающих на заводе.
- Описание методики производственных испытаний отдельных видов специальных режущих инструментов.
Производственные задания могут заключаться:
- в проектировании технологических процессов изготовления специальных режущих инструментов,
- в проектировании технологической и инструментальной оснастки,
- в исследовании отдельных процессов обработки для определения оптимальных условий и режимов резания и т.п.
В целях оказания помощи студентам при изучении особенностей производственного процесса на предприятии организуются лекции и экскурсии.
Зачет принимается руководителем практики от Университета с учетом отзыва руководителя от предприятия в последние дни пребывания студентов на практике.
При вынесении оценки должны учитываться:
- содержание и качество оформления отчета,
- ответы студентов на вопросы,
- показатели работы студента за весь период практики, к которым относятся: трудовая дисциплина, участие в производственной работе и творческие элементы в его работе,
- оценка работы студента цеховым руководителем, инициатива студента, рационализаторские предложения, внесенные студентом и т. д.
При зачете по практике выносится дифференцированная оценка по пятибалльной системе.